Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Морозовский краеведческий музей"

История музея

Морозовский музей расположен в центре города Морозовска, на улице Ленина. Музей имеет отдельное здание общей площадью 673 кв. м., построенное в 1904 году.

В начале ХХ века на окраине хутора Любимов была построена лавка купца Секретева. Это было большое каменное здание с таким же по площади подвалом. В нем продавались соль, пшеница, золото и другие разнообразные товары вплоть до 1919 года, пока не установилась власть Советов.

При советской власти это здание было магазином по продаже канцелярских товаров. Во время оккупации нашего района фашистами в период с 14 июля 1942 года по 4 января 1943 года, немцы приспособили подвальное помещение под склад. В послевоенные годы в здании располагался обувной магазин. В 1992 году было принято окончательное рещение о передаче здания под музей.

Дата открытия Морозовского краеведческого музея 19 июня 1994 года.
Открыть 3Д Панораму музея
Previous ◁ | ▷ Next

Обменная выставка «Донской казак Иван Васильевич Болдырев: фотограф и изобретатель» из фондов Цимлянского районного краеведческого музея.

В Морозовском краеведческом музее представлена обменная выставка «Донской казак Иван Васильевич Болдырев: фотограф и изобретатель» из фондов Цимлянского районного краеведческого музея.

Болдырев Иван Васильевич - русский фотограф XIX века. Родился в 1850 году в станице Терновская в семье донского казака. Фотографии обучился в Новочеркасске у местного фотографа. В 1872 году переехал в Петербург. Именно он, еще в 1878 году впервые в мире предложил использовать в качестве фотоприемника не стеклянную пластинку, а «смоловидную ленту» — прообраз современной фотопленки…!

Не имея возможности приобретать и заказывать дорогостоящую оптику, он был вынужден пользоваться самодельными объективами. Сутками напролет с завидным упорством бился над созданием универсального короткофокусного объектива. Изучая законы оптики и испытывая различные комбинации стекол, Болдырев достиг заметного успеха. Из нескольких линз, помещенных в самодельную картонную оправу, он получил простой, но весьма удачный объектив, который позволял получать вполне приличное изображение.

Более того, по некоторым параметрам собранная им оптическая система превосходила существовавшие в те годы фабричные объективы. Угол изображения и светосила болдыревской конструкции превосходили фирменные, лишь несколько уступая им в качестве изображения. По рекомендации V отдела Императорского Русского технического общества (ИРТО) фотообъектив Болдырева в 1878 году был испытан в фотоателье А. Деньера.

 

В ту пору весь негативный материал изготавливался на основе стекла. Поначалу он пытался нанести эмульсию на бумажную ленту, чтобы потом уже в лаборатории переносить ее на стекло перед самым копированием, но эта процедура оказалась очень кропотливой и трудоемкой. Кроме того, в процессе переноса эмульсия трансформировалась, что приводило к искажению изображения. Нужно было найти легкий, гибкий и прозрачный материал для основы. В 1878 году И.В. Болдырев предложил новый тип фотоматериала – мягкую пленку. Она обладала замечательными свойствами: «эластична настолько, что ни свертывание в трубочку, ни сжимание в комок не могут заставить ее искривиться», – так писали тогда газеты об изобретении Болдырева.

Долгие годы потратил он на отстаивание приоритета предложенного им прототипа современной фотопленки, которую не смог не только внедрить в практику, но даже получить на нее патент или, как тогда говорили, привилегию. Русскому умельцу не удалось наскрести 15О рублей, которые требовались для регистрации его изобретения! А в это же время, точнее, спустя два года, за океаном удачливый предприниматель Джордж Истмен основал свое ставшее вскоре знаменитым на весь мир предприятие «Eastman Kodak», использовавшее в фотоаппаратах материал, предложенный русским изобретателем.

Обо всех этих изобретениях и усовершенствованиях Болдырева помнят немногие, но зато до нас дошли его фотографии, которые производили сильное впечатление на современников.

Речь идет о так называемом «Донском альбоме» – собрании снимков, озаглавленном им «Виды и типы 2-го драгунского округа, снятые в 1875-76 годах». Это несколько десятков великолепных изображений, сделанных фотографом в станицах Цимлянской, Кумшанской, Ееауловской и других казацких поселениях, куда он регулярно приезжал на лето.

Яндекс.Метрика